Тантра: расставим всё по своим местам

Чувственная встреча с Богом
03.05.2017
Как быть счастливее прямо сейчас?
03.05.2017

Тантра: расставим всё по своим местамСегодня «тантра» — модное слово на Западе. Его можно увидеть на обложках популярных журналов и книг, обычно в контексте сексуальности. Хотя практически каждый слышал его, почти никто (включая тех, кто претендует на право преподавать что-то под названием «тантра») ничего не знает об историческом развитии индийской духовной традиции, которую санскритологи относят к тантре. У тантры, которую изучают академики, и у того учения, которое преподают на западных семинарах альтернативной духовности, очень мало общего. Для того чтобы объяснить почему они так сильно отличаются, потребуется статья гораздо больше этой, т.к. придется затронуть сложные культурные различия и странные неправильные представления…Тантра: расставим всё по своим местамСегодня «тантра» — модное слово на Западе. Его можно увидеть на обложках популярных журналов и книг, обычно в контексте сексуальности. Хотя практически каждый слышал его, почти никто (включая тех, кто претендует на право преподавать что-то под названием «тантра») ничего не знает об историческом развитии индийской духовной традиции, которую санскритологи относят к тантре. У тантры, которую изучают академики, и у того учения, которое преподают на западных семинарах альтернативной духовности, очень мало общего. Для того чтобы объяснить почему они так сильно отличаются, потребуется статья гораздо больше этой, т.к. придется затронуть сложные культурные различия и странные неправильные представления.

В своей книге «Прояснение Тантры/Tantra Illuminated» я даю всесторонний обзор исходной индийской духовной традиции, которую в санскритских текстах дословно называют tantras (отсюда пошло название). Почему это будет интересно современным западным людям? По одной важной причине: сегодня миллионы людей на Западе увлечены йогой, практикой (сильно изменившейся по форме и контексту), корни которой уходят глубоко в классическую тантрическую традицию.

Йога – это живая традиция, на которую сильно повлияла тантра, но многое из ее истории забыто. Сегодня появилась новая волна работ ученых-практиков, цель которых – заново открыть и воссоединить то, что было забыто, выяснить происхождение распространенных идей и практик (тем самым объяснив и увеличив их ценность), обосновать разнообразие индийской духовной мысли, чтобы улучшить жизнь современников. Большинство доктрин и писаний 20-го века, касающихся индийской мысли, делились на два типа: захватывающие, но бесполезные и необоснованные (практический контекст); систематизированные, но сухие, скучные и неинтересные (теоретический контекст). Настало время это исправить. Ни одна индийская традиция не была так неверно истолкована, учитывая ее глубокое влияние на всемирную духовность, как тантра.

Вас может удивить, что же понимается под словосочетанием «классическая тантра». Оно обозначает расцвет тантрического движения (800-1200 гг. н.э.) и отличается от поздней индуистской тантры и традиции хатха-йоги (1200-1800 гг.), а также от современной американской нео-тантры (начало которой положил Пьер Бернард около 1905 г.). Классическая тантра, о которой идет речь в моей книге, относится к конкретной религиозной традиции – культ Шивы и Шакти, широко известный как шиваизм. Он был распространен на территории современных — Индии, Непала, Пакистана, Юго-Восточной Азии и Индонезии, а также был доминирующей религией средневековой Индии (600-1200 гг.). В тантрическом буддизме также выделяют важные категории, его многие практики были заимствованы непосредственно из классической Шайва Тантры (как показал Сандерсон в «Эпохе Шайвы»/ The aiva Age»). Кроме того, многие духовные учения тантрического буддизма (особенно Дзогчен и Махамудра) фактически не отличаются от недвойственного учения Шайва Тантры.

Самая актуальная научная публикация начинается с важного утверждения: «В тантрических писаниях сформирована основа практически всего разнообразия богословских теистических школ и ритуалов в постведийской Индии, а также стали ключевой составляющей буддизма (ваджраяна). Часть этих школ, сосредоточившихся на индуистских божествах Шиве и Вишну, распространилась далеко за пределы индийского субконтинента до Камбуджи (Камбоджа/Лаос/Таиланд), Чампы (Вьетнам) и Индонезии, пока очень скоро тантрический буддизм не стал паназиатским.» (Гудолл, Сандерсон, Айзексон).

В своей книге я не осветил тот факт, что сегодня существует довольно заметная форма традиционной тантры – тибетский буддизм. Из-за того что это единственная форма традиционной тантры, с которой могло столкнуться большинство людей, они не осознали, что большинство характерных для него черт (мантры, мандалы, мудры, инициация, йога божества, гуру-йога и т.д.) не относятся к буддизму, а были частью панындийского тантрического движения, затронувшего все окружающие его в то время религии (шиваизм, буддизм, вайшнавизм, джайнизм, сурьизм).

Несмотря на то что Тантра очень сильно повлияла на духовные, религиозные и эстетические движения, такие «воспеватели тантры» как Рамеш Бйоннс (пишет для сайта Elephant Journal, и ему есть что сказать интересного) переоценивают ее важность, когда утверждают, что она повлияла на все формы йоги так же сильно, как Веды. Ни один профессиональный санскритолог с этим не согласится. Не вся йога произошла от тантры (была и дотантрическая йога, которая описана в «Йога-сутрах» и «Махабхарате»), но большинство ее популярных сегодня форм, можно проследить до Тантры. Такой вывод можно сделать благодаря текстам хатха-йоги, в которых часто упоминается их причастность к тантрам.

И так, тантра – это духовное движение, которое повлияло на развитие большинства азиатских религий. Но в чем же ее сущность? Как ее распознать? Ученые долго спорили по этому вопросу, в результате составили целый перечень ее характерных черт, а не единую особенность.

Вот этот список:
— Альтернативный путь/ Новые богооткровение / Более быстрый путь
— Ритуалы в приоритете, особенно по призыву божеств и поклонению им
— Больше божеств и из типов (в сравнении с предыдущей традицией)
— Визуализация и отождествление себя с божеством
— Центральное место мантр
— Направление мантр в конкретные точки тела
— Онтологическое тождество мантр и божеств
— Необходимость в инициации и важность эзотеризма/секретности
— Йога (обычно это касается практик медитации и визуализации)
— Ритуальное использование мандал, главным образом в обряде инициации
— Понимание духовной физиологии (т.е. тонкого тела и чакр) и кундалини
— Расположение божеств и мест паломничества на теле практикующего
— Языковой мистицизм
— Важность наличия учителя (гуру, ачарья)
— Появление мирских целей, достигаемых, преимущественно, магическими средствами
— Практикующий является мирским/семейным человеком
— Биполярная символика бога/богини
— Недвойственность
— Переоценка тела
— Пересмотр «негативных» психических состояний
— Важность Шакти (сила, энергия, богиня)
— Переоценка статуса и роли женщин
— Грешные/аморальные акты
— Использование «сексуальной йоги»
— Взращивание состояния блаженства
— Спонтанность (сахаджа, технический термин)
— Специальные виды медитаций, направленные на трансформацию личности в воплощение божества, спустя короткий промежуток времени

Мне хочется отдельно упомянуть одно характерное отличие тантры от различных направлений йоги: принципиальное принятие, а не отрицание мира, концентрация на имманентном нежели на трансцендентном, слияние с каждым днем своей жизни, а не побег от нее…Другими словами тантра является жизнеутверждающей, а не жизнеотрицающей. Практически все формы йоги характеризуют трансцендентализм и отрешенность, за исключением тех аспектов, которые были заимствованы из тантры. «Трансцендентализм» означает, что божественное находится за пределами нашего чувственного восприятия, поэтому чтобы слиться с ним, потребуется достижение «более высоких состояний сознания». В противопоставление этому недвойственное учение тантры утверждает, что божество гораздо больше того, что может увидеть глаз, но в тоже время, все, что глаз видит (или ухо слышит) является божеством. Поэтому мы не ищем более «высоких» состояний сознания, а стараемся достичь полной осознанности бытия здесь и сейчас, глубже ощутить чудо жизни, которое раскрывается во всех ее формах, чувствах и созданиях.

В чем связь между тантрой и йогой?

Все зависит от того, что вы называете «йогой». Я выбрал два основных значения. Первое — традиционное понимание слова «йога», относится к обширному набору психофизических практик (в основном