Познание

Границы секуляризма
03.05.2017
Квантовая механика ставит под сомнение понятие личности
03.05.2017

ПознаниеЧеловек рождается и с первых дней жизни приобщается к познанию чарующего и таинственного мира, в котором ему предстоит жить, а впоследствии неизбежно умереть. Но прежде, открыть, и если очень постараться — осознать, величие и ничтожность своего существования. Тело человека, наделенное органами чувств, и что немало важно снабжённое высокоразвитым мозгом, является единственным объективным инструментом, с помощью которого осуществляется познавательная деятельность. Познавательная деятельность подразделяется на чувственную и рациональную. С помощью чувственного познания субъект может уловить лишь те свойства и связи вещей, которые как бы лежат на поверхности, доступны непосредственному наблюдению…ПознаниеЧеловек рождается и с первых дней жизни приобщается к познанию чарующего и таинственного мира, в котором ему предстоит жить, а впоследствии неизбежно умереть. Но прежде, открыть, и если очень постараться — осознать, величие и ничтожность своего существования.

Тело человека, наделенное органами чувств, и что немало важно снабжённое высокоразвитым мозгом, является единственным объективным инструментом, с помощью которого осуществляется познавательная деятельность. Познавательная деятельность подразделяется на чувственную и рациональную.

С помощью чувственного познания субъект может уловить лишь те свойства и связи вещей, которые как бы лежат на поверхности, доступны непосредственному наблюдению.

Чувственное познание ориентировано на внешние характеристики вещей. Оно функционирует в трех основных формах – ощущение, восприятие, представление.

1. Ощущения – это прямое соприкосновение с объектом или явлением при непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение фиксирует в сознании лишь какое-то отдельное свойство (цвет, вкус, форму).

Пример: аромат духов, яркий свет, холодный ветер.

2. Восприятие — отражает всю совокупность внешних признаков объекта, составляет его целостный образ, при непосредственном чувственном контакте.

Пример: созерцание прекрасного пейзажа, звучание приятной мелодии, и т.д.

3. Представление – это чувственный образ предметов и ситуаций, которые появляются в сознании без их непосредственного воздействия.
Образы предметов формируются на основе воспоминаний или продуктивного воображения.

Пример:
1. Воспоминание о встрече с любимым…
2. Очередное опоздание на работу, — «будет страшный скандал, или меня даже уволят…».

Ощущения, восприятие и представления формируют чувственный опыт субъекта.

Чувственное познание это огромный мир неисчислимых возможностей и вариаций, это изобилие красок, форм, ароматов, вкусов, а также весь спектр эмоций и чувств. Без чувственного познания человеческая жизнь никогда не была бы такой яркой, а может быть ее и не существовало бы вовсе, по крайней мере в том виде, в каком мы ее знаем.

70% информации мы получает от наших органов чувств, а оставшиеся 30% по праву принадлежат мышлению.

Рациональное познание — это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным познанием. С помощью мышления человек осмысливает полученные сведенья, стремится проникнуть в суть вещей. В процессе рационального познания приобретаются углубленные знания.

Основными формами рационального познания являются: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений.
В отличие от ощущения, понятия лишены наглядности, или чувственности. Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виде наглядного образа. Нельзя представить «зло», «доброту». Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений.

Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается/отрицается что-либо о чем-либо. (Пример: «гнев – эмоция» – суждение, в котором о гневе высказывается мысль, что он есть эмоция).

Если бы в нашем сознании существовали бы только одни понятия, не связанные между собой, то не могло быть и процесса мышления. Понятия существуют лишь в контексте суждений. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – свернутое суждение.

К тому или иному суждения человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или с помощью умозаключения. В реальном процессе мышления понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение.

Общеизвестный факт рациональное познание наиболее ярко выражено в науке, а чувственное в — искусстве, но на этом фоне как-то теряется главное — каждому человеку необходим баланс чувственного и рационального. Это значит что важный для субъекта чувственный опыт просто необходимо самостоятельно «осмыслять» т.к. эмоции и чувства не возникают сами по себе, у них всегда есть причинно-следственные связи. А умозаключения, полученные в результате рационального исследования, не должны превращаться в догмы. Этому стоит научиться хотя бы потому, что это прямая дорога к загадочному и столь желанному интуитивному познанию.

Интуитивное познание если сформулировать максимально сжато это прежде всего «мыслящее чувствование», только оно дает целостность, глубину.

Условия проявления интуиции

1. Основательная профессиональная подготовка, глубокое знание изучаемой проблемы.
2. Наличие поисковой ситуации, состояние проблемности.
3. Наличие у субъекта поисковой доминанты – стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.
4. Наличие «подсказки», как «пускового механизма» для интуиции.

Свойства интуиции

1. Неожиданность решения проблемы.
2. Неосознанность путей, средств решения проблемы.
3. Непосредственность постижения истины на сущностном уровне.
4. Вероятностный характер

Виды интуиции

Соответствуют видам предметно-практической деятельности людей:
— техническая;
— научная;
— врачебная;
— художественная;
— обыденная и др.

Природа интуитивного знания (озарения) скрыта в процессах перехода от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам, а также в быстрых мыслительных процессах, развертываемых в подсознании.

Подводя итог всего выше изложенного можно заключить, что качество жизни напрямую, зависит не от внешних/внутренних обстоятельств, а от отношения к ним, от степени понимания происходящего. Понимание в свою очередь не отделимо от тонкой сонастройки чувственного и рационального познания.

Осознав это можно двигаться дальше, туда, где очевидным и бесспорным видится факт – «целостное познание, наполняет жизнь осмысленным содержанием», осмысленное содержание это не просто «фрагментарное знание» это ключ к ясности. Ясность — это спокойное рассудительное отношение к окружающему, только находясь в ясном сознании можно открыть истину, истину, которая ни когда не бывает статична.